postheadericon Психологическое сопровождение при подготовке к экзаменам и ЕНТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ И ЕНТ

С учетом выделенных особенностей государственной аттестации выпускников школ строится программа психологического сопровождения при подготовке к экзаменам и ЕНТ, которая отражает все направления деятельности педагога-психолога:

  1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
  2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий.
  3. Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
  4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
  5. Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Организационно программа делится на блоки: работа с учащимися, работа с педагогами, работа с родителями.

Цель работы с учащимися:  отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  1. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;
  2. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания  рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
  3. Обучение приемам активного запоминания.

         Работа проводится в три этапа:

  • диагностический – определение возможных направлений психологической работы

 Цели:

         – комплексная оценка индивидуальных особенностей личности выпускника, особенностей поведения и деятельности;

         – определение индивидуального стиля познавательной деятельности с целью оптимизации процесса подготовки к ЕНТ.

– Какие особенности процедуры ЕНТ необходимо учитывать при разработке диагностического блока?

  1. IQ, интеллектуальная мобильность, развитие памяти, мышления, внимания. Благодаря полученным результатам можно судить не только о наличном уровне сведений по отдельным предметам, но и об уровне развития мыслительных операций, самостоятельности мышления. А также о степени утомляемости, индивидуальных стилях деятельности, наиболее продуктивных периодах для работы. В отличие от традиционного экзамена, тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. Поэтому, для выполнения заданий ЕНТ необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают их успешное выполнение. Преимущественно это хорошее внимание (концентрация, переключение) и оперативная память.
  2. Выявления мотивационных тенденций к достижению успеха или боязнь неудачи. Мотивированные на достижение успеха школьники ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.
  1. Саморегуляция и самоконтроль. Способность к саморегуляции – это важное качество, которое помогает человеку сохранить внутреннее равновесие. Стрессоустойчивость – это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека.
  2. Профориентация. Позволяет вести разговор о сфере интересов, желаний, предпочтений подростков, востребованности выбранных профессий на современном рынке труда, а также об условиях труда и требованиях, предъявляемых к каждой профессии.

Результаты диагностики позволяют выделить проблемные зоны 11-классников:

  • высокий уровень тревожности (ситуативная, личностная);
  • недостаточное развитие познавательных процессов;
  • слабая, неустойчивая нервная система; низкий уровень стрессоустойчивости;
  • интеллектуальная усталость, снижение работоспобности.

 психолого-профилактический – практическая работа с группой.

Цель психологических тренингов:

– понять, от чего зависит успешность в том или ином начинании;

– выяснить сферу наибольшей успешности того или иного обучающегося;

– осознать личностные ценности и установить приоритеты;

– укрепить чувство собственного достоинства;

– продемонстрировать знания в ситуации стресса и непредсказуемого результата и т.д.

Используемые методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения, индивидуальные и групповые консультации, оформление памяток.

Тестирование в формате ЕНТ предполагает формирование особых навыков:

– умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных;

– умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.

С подростками, готовящимися к ЕНТ, для преодоления когнитивных трудностей можно проводить развивающие занятия. Сильная сторона обучения в форме тренинга заключается в его специфической атмосфере: никто не учит, как надо жить. Выполняя разнообразные упражнения, участники сами обнаруживают то, как можно по-другому воспринимать себя и жизнь вокруг, как изменить собственное поведение, чтобы достигнуть нужных результатов.

Работа на таких занятиях позволяет напрямую воздействовать на каждого ученика и уровень развития его способностей, от которых зависит эффективность обучения.

Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:

  1. Системность и последовательность.
  2. Индивидуально-дифференцированный подход.
  3. Максимальное использование тренинговых методов обучения.
  4. Психологическая безопасность.

 Структура занятий:

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и особенностей класса. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

– Упражнения для разминки должны быть направлены на стимулирование процесса самопознания и саморазвития. Необходимо содействовать развитию личности учащихся, способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

  • Ассоциативные упражнения: «Неужели это я!», «Привет! Я – …….. (имя)! А ты кто такой?», «Если бы я был…., то был бы…»; Привет! Я …, люблю…»;
  • Упражнения, подчеркивающие индивидуальность: «Никто не знает, что я…», «Я люблю себя за …», «Я живу для…»; «Ромашка откровений», «Откровенно говоря…»;
  • Разминка, как компонент диагностического занятия: «Что изменилось?», «Счет на пальцах», «Счет до 10», «По радио сказали…», «Считалка»;
  • Распознавание эмоционального состояния и самоанализ: «Я думаю, что ты сегодня …», «Ассоциации на слово (экзамен, ЕНТ и т.п.)», «На сколько вы уверенны?» (как вариант «Градус волнения»).

Важно! Разминка должна подтверждать логику построения занятия и мотивировать учащихся на работу!

2.Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления учащихся).

Материал основной части занятия может включать следующие методы и формы работы:

  • Мини-лекции
  • Дискуссии (притчи, истории)
  • Мозговой штурм
  • Игры и упражнения (в том числе, телесно-ориентированные техники, арт-терапия и т.п.)
  • Это так же может быть отдельная психологическая игра (по конкретной тематике) – «Запомни и передай», «У меня все получится» и т.п.

– «Эксперимент» – «Мои ресурсы» («Фоторобот»)

– «Первая помощь» («Карта страха»)

– «Мое позитивное настроение» – коллаж «Пути выхода из стресса»

– «Ярмарка качеств» – рефлексия «Я считаю себя уверенным человеком, потому что…»

3.Рефлексия занятия – оценка занятия.  Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).

Возможно также использовать в качестве рефлексии следующих упражнений:

  • Продолжи фразу: «Я думаю, что успешно сдам экзамен, потому что…», «Я хвалю себя за …»;
  • Итог занятия: «Покажи пальцем», «Чемодан в дорогу», «Волшебный карандаш»; «Итог ЕНТ (Возможности, которые предлагает мне жизнь)», «Свет мой зеркальце скажи…»;
  • Расслабление или мобилизация: «Снежки», релаксация по представлениям;
  • Составление собственного герба, значка «К экзаменам готов!», портрета «В лучах солнца» и т.п.
  • оценка эффективности развивающих воздействия

 Цель: сравнительный анализ результатов, составление мониторинга эффективности проведенной работы.

цель работы с педагогами:

За годы обучения в образовательном учреждении подросток не раз отвечал устно или письменно и не раз оказывался в ситуации проверки знаний. И не всегда это были удачные ответы. Накопление уровня неудач очень опасно. Проблема заключается в том, что один и тот же результат может быть:

— весомым вкладом в копилку неудач;

— нейтральным событием;

— просто полезным опытом.

У взрослых людей последствия определяются их внутренней оценкой события. У подростков внутренняя, самостоятельная оценка событий только формируется и важную роль в этом играет мнение значимых взрослых людей, родителей и, конечно, учителей.

Поэтому педагогам важно владеть способами и приемами:

— создания стабильной, позитивной, творческой обстановки в классе;

— проявления человеческой теплоты;

— краткой и эффективной мышечной релаксации.

Учителя также должны хорошо знать правила проведения ЕНТ.
Работа с педагогами может проводиться в групповой и индивидуальной форме:

  • педсовет
  • тренинг эффективного общения
  • индивидуальное консультирование педагогов по их запросам.
    Для подростка в период подготовки и сдачи экзаменов важны:
  • поддержка со стороны взрослых, значимых людей;
  • знание, что он не одинок и есть возможность обратиться за помощью;
  • уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха.Цели работы с родителями:
  • формирование у родителей реалистической картины ЕНТ и коррекция нереалистических ожиданий.

Из перечня задач, которые может решать практический психолог, выделим те, что имеют непосредственное отношение к его взаимодействию с родителями в процессе подготовки к ЕНТ:

  • – разработка и осуществление совместно с учителями и родителями развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей школьников;
  • – консультирование родителей по психологическим проблемам обучения  и воспитания учащихся, развития их внимания, памяти и др.

Составители:

Семидоцких И.В., старший методист

Якимова И.И., методист

Оставить комментарий

Ноябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Янв »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Яндекс.Метрика
Секс шоп Купить мед. справки